СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
тел.: (383) 373-13-45
Приемная комиссия тел.: +7 (383) 218-09-09, 373-14-16, 373-12-43
РАНХиГС - Президентская академия
 

 

Межрегиональная научно-практическая конференция «Совершенствование механизмов взаимодействия региональной власти, органов местного самоуправления и населения», посвященная 80-летию образования Новосибирской области

Рекомендации, включающие основные положения и выводы, обозначенные участниками Межрегиональной научно-практической конференции «Совершенствование механизмов взаимодействия региональной власти, органов местного самоуправления и населения», посвященной 80-летию образования Новосибирской области

Обсудив вопросы повестки Межрегиональной научно-практической конференции «Совершенствование механизмов взаимодействия региональной власти, органов местного самоуправления и населения» (далее – конференция), а также текущее состояние законодательного регулирования общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, участники конференции отмечают следующее.

С момента принятия Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) в него внесено порядка 140 изменений, в среднем по 10 - ежегодно. Зачастую, изменения в Федеральный закон №131-ФЗ влекут за собой необходимость внесения изменений в уставы муниципальных образований, принятия иных муниципальных правовых актов. Большая подвижность федерального законодательства в сфере организации местного самоуправления не способствует формированию полноценной правовой базы муниципального уровня, в том числе, по исполнению полномочий по реализации вопросов местного значения.

Формулировки ряда вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления по их реализации, с одной стороны, не позволяют органам местного самоуправления однозначно определиться с объёмом их компетенции, с другой - нередко являются основанием для предъявления контролирующими и надзорными органами излишних требований к органам местного самоуправления.

В условиях, когда субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по законодательному регулированию объема вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, особое значение приобретает мониторинг осуществления органами местного самоуправления полномочий по реализации вопросов местного значения и реализации переданных государственных полномочий субъекта Российской Федерации.

Также участники конференции отмечают, что последние несколько лет сформировался и продолжает свое развитие федеральный и региональный тренд на усиление внимания вопросам совершенствования развития местного самоуправления и взаимодействия всех уровней публичной власти.

Особо отмечается возросшая актуальность вопроса вовлечения населения в осуществление местного самоуправления, расширения форм и возможностей для реализации инициатив жителей. В настоящее время имеется широкий общественный запрос на участие населения в жизни муниципалитета, региона, государства. Механизмы участия могут быть самыми различными, в последнее время на местном уровне получают развитие такие институты, как осуществление общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления и муниципальных организаций, развитие территориального общественного самоуправления, институт сельских старост.

По итогам обсуждения, в целях дальнейшего развития механизмов взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения участники конференции полагают возможным рекомендовать:

  1. Приоритетным является ограничение частых изменений федерального законодательства в целом, в том числе в федеральный закон № 131-ФЗ. Динамика изменений данного закона и сопряженных с ним федеральных законов, регулирующих полномочия органов местного самоуправления по реализации вопросов местного значения весьма интенсивна, что затрудняет организацию деятельности органов местного самоуправления по реализации данных изменений. Ограничение изменений возможно путем пересмотра технологии рассмотрения проектов федеральных законов в комитетах Государственной Думы при внесении соответствующих законопроектов.
  2. Озабоченность вызывает формирующаяся тенденция сокращения организационной автономии местного самоуправления. Объективно обусловленная необходимость усиления административной вертикали в условиях экономического кризиса и международных санкций необходимо ограничить путем определения четких процедур и порядка перераспределения полномочий по вопросам местного значения между органами местного самоуправления и органов государственной власти субъектов в следующих случаях:
    • обращение представительного органа местного самоуправления в органы государственной власти субъекта о невозможности исполнения конкретного полномочия в силу недостатка ресурсов или очень небольшого масштаба услуги;
    • установление органом государственной власти субъекта РФ факта невозможности или явной нецелесообразности исполнения конкретным органом местного самоуправления конкретного полномочия.
  3. Перечни вопросов местного значения должны быть максимально стабильными, необходимо в них внести и соответствующие права на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения (последняя категория должна быть удалена из законодательства).
  4. Сама формулировка вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления должна быть уточнена (как в законодательстве о местном самоуправлении – в части раскрытия понятий «организация», «участие», «содействие», «создание условий», «обеспечение» - в рамках статьи 2 федерального закона № 131-ФЗ, так и в отраслевом законодательстве, регулирующем полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения). При этом как «организация», «участие», «содействие» и т.п. должны быть сформулированы полномочия органов местного самоуправления, а вопросы местного значения должны быть определены как сферы (входящие в предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, исключительного ведения субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 72, 73 Конституции Российской Федерации).
  5. Для обеспечения исполнения вопросов местного значения органами местного самоуправления муниципальных образований необходимо пересмотреть принципы распределения налоговых и неналоговых платежей по уровням бюджетной системы Российской Федерации. При этом, в случае пересмотра положений федерального закона № 131-ФЗ в части изменения перечня вопросов местного значения, полномочий органов местного самоуправления по их решению должны быть изменены и соответствующие параметры распределения налоговых и неналоговых платежей для соответствующих муниципальных образований.
  6. Необходимо более широко использовать такую форму непосредственного участия жителей в местном самоуправлении как территориальное общественное самоуправление. Причем успешный опыт крупных городов по организации ТОС (например, г. Новосибирска) может быть ограниченно перенесен на сельские муниципалитеты. Возможно также привлечение ТОС к определению наиболее актуальных задач по расходованию средств местных бюджетов на благоустройство, дорожное строительство, дошкольное и начальное образование и т.п.
  7. Необходимо расширение форм, методов и объемов поддержки (в первую очередь финансового характера) территориального общественного самоуправления, в том числе выделения средств на организацию деятельности территориального общественного самоуправления и реализацию инициатив населения.
  8. Необходимо более четко законодательно определить организационные и финансовые основы формирования городских агломераций. Существующие хозяйственные формы межмуниципального сотрудничества имеют ограничения для использования при создании агломераций.
Дата размещения: 31.10.2017 г.