Главная
/ Преподаватели Сибирского кампуса РАНХиГС поделились своим мнением о дистанционной работе

Преподаватели Сибирского кампуса РАНХиГС поделились своим мнением о дистанционной работе

22
апреля
2020
Преподаватели Сибирского кампуса РАНХиГС поделились своим мнением о дистанционной работе

Чуть больше месяца мы перешли на дистанционно обучение. Как дается виртуальное общение студентам и преподавателям? Как строится рабочий и учебный день? Какие плюсы и минусы в «удаленке»? Сегодня на вопросы отвечают преподаватели Сибирского кампуса РАНХиГС.

Елена Анатольевна Дорожинская, декан юридического факультета

 - Дистанционное образование для преподавателей юридического факультета давно не является чем-то  экзотическим. А вот у студентов переход на удаленное обучение породил некоторый шок.

Во-первых, им пришлось заставлять себя учиться, планировать свой день, исходя из того, что занятия проводятся онлайн и по расписанию, но режим самоизоляции несколько расслабляет. Во-вторых, надо было вспомнить свои пароли, научиться обмениваться файлами с преподавателями и информацией с деканатом. В-третьих, студенты очной и очно-заочной формы никогда не работали в Прометее, им пришлось его осваивать прямо по ходу дела.

К сегодняшнему дню, как мне кажется, студенты уже вошли в рабочую колею, но им до сих пор непросто. Как, впрочем, и преподавателям.

Наши коллеги в первую неделю пытались загрузить студентов по максимуму, опасаясь чего-то недодать. Но потом осознали, что в сутках всего 24 часа, и надо слегка оптимизировать нагрузку. Некоторым преподавателям, ранее не работавшим дистанционно и не ведущим лекции онлайн в нашем любимом «Zoomе» , пришлось резко повысить свою квалификацию. Мне лично было интересно попробовать что-то новое в дистанционных образовательных технологиях, хотя, безусловно, имеются в них и минусы, и плюсы.

На первой моей лекции по гражданскому праву студентов было больше, чем ожидалось (сработал эффект новизны), каждый последующий раз количество уменьшалось, и это прискорбно. Возможно, дело было в том, что платформа «Zoom» была перегружена, в ходе лекции приходилось постоянно перезагружать конференцию, что сбивало с ритма. Буду надеяться, что ситуация улучшится.

Что же касается ежедневного режима жизни, то мне повезло, так как дома у меня есть все условия для дистанционной работы. Единственная странность – необходимость наводить макияж для сидения за компьютером при проведении занятий онлайн. Ну и совершенно ненормированный рабочий день, поскольку студенты могут писать в любое время дня и ночи.

Студентам я хотела бы пожелать следующее: научитесь организовывать свою жизнь по расписанию, ищите преимущества сложившейся ситуации (они есть!) и не падайте духом, скоро встретимся оффлайн!

Наталья Александровна Толкачева, старший преподаватель кафедры финансов и кредита


- Находясь дома всей семьей, с детьми, в том числе дошкольного возраста, не просто организовать эффективный процесс обучения. Я смогла адаптироваться благодаря четкому тайм-менеджменту и некоторому опыту удаленной работы. Режим дня – это основное, его стараются соблюдать все мои домашние, включая младшего ребенка и кота, и мне это очень помогает.

Интенсивность работы усилилась многократно, асинхронность, свойственная дистанционному обучению, требует значительной дополнительной подготовки; я стараюсь максимально понятно формулировать задания, пишу подробные рекомендации и инструкции по их выполнению, подстраиваю под дистанционный формат свои педагогические инструменты, придумываю интерактив, адаптирую и вношу разнообразие в образовательный контент, и, как и все, проверяю и бесконечно проверяю присланные работы; - все это очень трудоемко.

Проведение онлайн лекций не вызывает особых трудностей для меня в технической части, однако, это не всегда комфортно в присутствии семьи дома. Такая работа требует сосредоточенности и гибкости, особенно учитывая тот факт, что при самостоятельном проведении онлайн конференции из дома приходится совмещать несколько ролей – ты и ведущий, и сотрудник службы технической поддержки, и модератор.

Что мне помогает? Смена занятий, физкульт- и творческие минутки с детьми, дистанционное общение с близкими - это если про личное. В плане работы – очень важна обратная связь со студентами, и она есть. Мы общаемся в общей беседе в ВК, студенты пишут и обращаются в личной переписке, консультируются по вопросам изучения предмета, а иногда и пожалуются на свою загруженность и другие проблемы.

Мне, наверное, повезло, я работаю в основном с 3 курсом студентов-экономистов, они уже «взрослые» и мотивированные, они знают меня, мы работали в обычном формате, и их вовлеченность и интерес к предмету не вызывают сомнения. Но все-таки, в эмоциональном плане не хватает энергетики живого общения, задумчивых лиц, заинтересованных глаз, поднятых бровей, и вопросов невпопад» .

В это сложное время не смотря на свою загруженность, преподаватели кафедры финансов и кредита всегда на связи со студентами; задействованы все каналы коммуникации: консультируем, отвечаем на вопросы в Прометее, через личную электронную почту и мессенджеры, используем возможности социальных сетей. В нашем инстаграме @kaf-fik проводим небольшие опросы и тестирования в игровом формате, психологически поддерживаем наших студентов, там же размещены советы студентам. Запущен дистанционный проект по развитию soft skills в условиях удаленного общения.

Александра Вячеславовна Гришанова, доцент кафедры финансов и кредита


- Моя первая лекция в ZOOM прошла 23 марта. Через 40 минут система отключилась, и всем пришлось подключаться повторно. Сейчас технические проблемы при трансляции практически не возникают, но у некоторых студентов иногда пропадает звук.

Главной проблемой является не возможность студентов выполнять и присылать ответы на задания к семинарам в режиме on-line. Невозможность для студентов ответить в течение дня снижает дисциплину посещения занятий в Прометее по расписанию и затрудняет контроль преподавателя из-за растянутости ответов по времени.

Рекомендации студентам: более ответственно подходить к выполнению заданий к семинарским занятиям и не накапливать задолженность; обязательно участвовать в лекциях ZOOM, потому что нормативно-правовая база постоянно обновляется и при подготовке ответов на задания семинаров не всегда достаточно пособий из библиотеки.

Татьяна Сергеевна Суходаева, к.э.н., доцент кафедры экономики и инвестиций


- Адаптационный период закончен, и в повестке дня появились вопросы критического осмысления небольшого пока опыта использования новых форматов коммуникаций со студентами, поиска новых педагогических подходов, адекватных онлайн обучению в цифровой образовательной среде.

Платформа Zoom.com оказалась очень удобной для чтения лекций. С одной стороны, желание использовать все возможности этой платформы заставляет преподавателя учитывать специфику виртуального общения при подготовке материала для презентаций, более тщательно отбирать примеры и иллюстрации теоретического материала. Рамки лекционного материала становятся более жесткими, что позволяет в полной мере получить запланированный результат учебного занятия. Есть замечательная возможность наблюдать работу практически каждого студента во время лекции, видеть их реакцию, модерировать исходя из этого темп изложения материала. Во время лекции студенты могут задавать вопросы, отвечать, в свою очередь, на вопросы преподавателя. Zoom.com предоставляет достаточное количество инструментов для организации непосредственного общения преподавателя и студентов. Это «поднятая рука» , чат, голосовое обращение.

Наблюдается более высокая посещаемость онлайн занятий. Для некоторых студентов снимается проблема существования отвлекающих моментов. При наличии жестких сроков сдачи выполненных заданий и, что принципиально важно, их своевременной проверки преподавателем, обеспечивается более высокая ритмичность и систематичность самостоятельной работы студентов.

Онлайн и другие формы дистанционного обучения заметно расширяют объем взаимодействия студентов с преподавателем. Возникают объективные предпосылки индивидуализации обучения.

Вместе с тем, уже сейчас обнаруживаются некоторые проблемы, возможно, их можно отнести к «издержкам роста» . Исключим пока из рассмотрения проблемы технического несовершенства СДО Прометей 5,0. К началу перехода дистанционное обучение некоторые студенты не располагали видеокамерами, что затрудняло в определенной мере взаимодействие. Для эффективной работы требуется высокая организованность и дисциплинированность не только преподавателей, но и студентов. По моим наблюдениям, дистанционные технологии, правильно методически выстроенные, формируют у студентов более ответственное отношение к учебному процессу и подчас к поиску решений в индивидуальных нестандартных ситуациях.

После первой лекции онлайн для студентов 2 курса направления подготовки «Международные отношения» я провела небольшой опрос. Все студенты, пожелавшие высказать свое мнение о работе на платформе Zoom.com, оценили этот формат весьма положительно. Интересно отметить, что после проведения лекции для студентов заочной формы обучения на базе Zoom от студентов, которые не смогли по разным причинам присоединиться к видеоконференции, поступила просьба повторить лекции, если это возможно. Платформа позволяет это сделать, при этом трудозатраты могут не возрасти.

Обобщая свою, пока относительно небольшую, практику дистанционного обучения, отмечу следующее. Дистанционные формы обучения способны с высокой результативностью применяться в обучении студентов очной формы обучения в сочетании традиционными (контактными) занятиями. Распределение учебного времени между ними зависит от специфики учебного курса и не может быть жестко нормированным.

Александр Григорьевич Минаков, к.и.н., доцент кафедры ПиМО


- Самоорганизация и опыт работы дома есть, так что в этом плане мне довольно легко перестроиться было. Но подготовиться к тому объему работы, который на меня «упал» … Ведь к «классическим» заочникам теперь добавились все остальные студенты.

При очном обучении мы в группах разбирали задания, нередко всей группой, получалось как-то быстрее и веселее. А так уходит довольно много времени: пока прочтёшь, пока напишешь. День проходит в чтении студенческих ответов и задания или контрольных/эссе, это отнимает больше времени и сил, чем было раньше.

Самым лёгким/сложным… если о себе лично, то, когда начинается вал ответов, то тут важно не опустить руки, потому что на энном этапе давит груз несделанного. Но всё же могу сказать, что система работает. И кто хочет учиться и работать, тот работает. Активные студенты тебя находят везде и засыплют вопросами и советами. На лекции, даже в онлайн, всё равно так или иначе чувствуется, что кто-то халявит, а кто-то задаёт в чате Zoom вопросы. Одни работают активнее и быстрее, других также из-под палки не заставишь, как и в оффлайне.

Студентам я бы посоветовал помнить, что «удалёнка» — не халява и безделие. И если не мы спросим, то жизнь спросит. Посему учитесь самодисциплине, изучайте предметы, осваивайте технологии и не бойтесь нас (преподавателей) терзать в лучшем смысле по учебной сфере. Хотите получить знания и умения — и в режиме самоизоляции это можно.

Продолжение следует...



Дата:

<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Справочная служба
Телефон: +7 (383) 210-16-09

Приемная комиссия
630102,г. Новосибирск,
ул. Нижегородская, 6 (каб. 107)

Телефон:+7 (383) 218-09-09
Часы работы: 10.00 — 17.00

+7 (383) 210-22-31
(дистанционное обучение, второе высшее образование)
E-mail: pr-com@siu.ranepa.ru
Пресс-служба
Телефон: +7 (383) 373-13-24
E-mail: anders-kyu@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления