Главная
/ Профессор года Феликс Шарков увлекает студентов ИГСУ РАНХиГС «теорией трех четвертей»

Профессор года Феликс Шарков увлекает студентов ИГСУ РАНХиГС «теорией трех четвертей»

26
ноября
2020
 Профессор года Феликс Шарков увлекает студентов ИГСУ РАНХиГС «теорией трех четвертей»

Завкафедрой общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Феликс Изосимович Шарков в рамках Профессорского форума - 2020 был назван профессором года в категории «Социальные науки». О своем преподавательском пути, работе со студентами и отношении к званию профессора года он рассказал в интервью для корреспондента сайта Академии. 

– Феликс Изосимович, как случилось, что вы стали преподавателем? 

– Это достаточно нетипичная история. Мои отец и мать были учителями и почему-то никого из своих шестерых детей категорически не согласились направлять для обучения в педагогические вузы. Братья стали инженерами, а сестра – экономистом. Я тоже стал сперва техником-электромехаником, потом инженером-электриком, прошел длительную переподготовку по программе экономист-менеджер, стажировки во многих зарубежных странах. Но все же судьба перенаправила меня на преподавательскую стезю. С поста министра информации и печати Чувашской республики меня в 1997 году пригласили прочитать курс «Теория организации производства» в Чебоксарском филиале Санкт-Петербургского государственного технического университета. Программ курсов и учебников не было, пришлось написать и опубликовать одноименный курс лекций небольшим тиражом, 1000 экземпляров. Так я и стал преподавателем. 

– Какие дисциплины вы преподаете в Президентской академии? 

– Я преподаю такие курсы как «Теория и практика массовой информации», «Коммуникационный консалтинг», «Гендерные коммуникации», «Социальные технологии воздействия на целевую аудиторию», «Управление медиасферой» и веду научно-исследовательский семинар. 

Что больше всего вы цените в своей работе и работе со студентами? 

– Больше всего я ценю как свою собственную искренность, добросовестность, честность, так и обучающихся: студентов бакалавриата, магистрантов, аспирантов, докторантов. 

 По вашему мнению, каким образом можно завладеть вниманием студентов на протяжении всего занятия, чтобы им было интересно, и они покинули аудиторию с новыми знаниями? 

– Во-первых, дисциплины нужно подавать содержательно, интересно; показывать на примерах необходимость и возможность применять на практике полученные на занятиях и в ходе самостоятельной подготовки знания, навыки и умения. А главное – научить их вырабатывать компетенции, позволяющие принимать правильные решения не только в процессе труда, но и во всех сферах жизнедеятельности. 

 Есть ли в ваших лекциях какие-то особые моменты, которые отличают их от лекций других преподавателей? 

– Непременно есть. Как отмечают большинство студентов, я стараюсь не просто вещать и заинтересовать студентов. Это еще не все. Главное – не позволять лишь некоторой части аудитории слушать, а остальным – дремать. 

Еще тридцать лет тому назад, будучи генеральным директором республиканской школы менеджеров, я организовал курсы повышения квалификации высшего производственного персонала (генеральные директора крупных всесоюзных производственных объединений), где я был руководителем, лектором и модератором одновременно. Там я апробировал собственную теорию, которую мы называли «теорией трех четвертей». Ее суть заключалась в следующем: в любой момент времени не менее 3/4 слушателей должны понимать оратора; не менее 3/4 слушателей должны находиться в состоянии внимания к говорящему; каждый из слушателей в конце лекции должен выйти из аудитории в состоянии понятого материала, не менее 3/4 из всего объема; каждый из слушателей не менее 3/4 времени должен понимать оратора. При этом оратор должен для обеспечения этих условий поднимать и опускать планку сложности (уровня) объяснений и, при необходимости, переключать внимание на увлекательные фрагменты, сохраняя при этом основную фабулу. Эту теорию контроля за эффективностью лекции и латентной интерактивностью в лекционном процессе я и стараюсь соблюдать. 

 Что для вас значит победа в номинации «Профессор года»? 

– Для меня это является стимулом для дальнейшей самозабвенной работы. 




<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Справочная служба
Телефон: +7 (383) 210-16-09

Приемная комиссия
630102,г. Новосибирск,
ул. Нижегородская, 6 (каб. 107)

Телефон:+7 (383) 218-09-09
Часы работы: 10.00 — 17.00

+7 (383) 210-22-31
(дистанционное обучение, второе высшее образование)
E-mail: pr-com@siu.ranepa.ru
Пресс-служба
Телефон: +7 (383) 373-13-24
E-mail: anders-kyu@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления